Плач Иосифа ПрекрасногоЗаволоко Иван Никифорович (17 дек. 1897, г. Режице Витебской губ. Российской империи, ныне Резекне, Латвия - 8 марта 1984, Рига) - выдающийся старообрядческий деятель Балтии, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель.
После ареста осенью 1940 г. (по обвинению в подрывной антисоветской деятельности) Заволоко восемь лет (с 1941 по 1949 гг.) провел в сталинских лагерях и еще девять лет (с 1949 по 1958 гг.) — на поселении в с. Северное Новосибирской области. Выжить и не потерять человеское достоинство в таких условиях Заволоко смог только благодаря вере и твердости духа. Во время эпидемии тифа в лагере его познания в народной медицине спасли жизнь не только многим заключеченным, но и их конвоирам. Отзывчивый и необыкновенно чуткий человек, он оказывал помощь другим, но не себе: после гриппа у Заволоко возникло тяжелое осложнение и в 1944 г. ему ампутировали ногу. Однако и этот удар не сломил Заволоко. Он закончил фельдшерские курсы и работал лаборантом в поликлинике Северного, санчасти и в районной больнице, за что даже удостоился почетной грамоты. Неизвестно, насколько затянулось бы пребывание Заволоко в Сибири, если бы не помощь сотрудника ИРЛИ Малышева, который разыскал первооткрывателя "Слова о погибели Русской земли". Только в 1958 г. Заволоко удалось получить разрешение на проживание в Риге. С этого времени он поддерживает переписку с В.И. Малышевым и др. сотрудниками Пушкинского Дома, а также возвращается к собиранию рукописей - несмотря на то, что от его довоенного собрания осталось только два(!) экземпляра.
История не была для Заволоко сухой схоластикой, он стремился не только воссоздать целостную картину прошлого, но и проецировать исторические события на современную ситуацию, с помощью анализа исторических фактов разобраться в событиях 1970-х гг. Разумеется, в то время это можно было сделать только владея эзоповым языком, в случае Заволоко - языком древнерусского книжника.
Заволоко по праву можно назвать подвижником и хранителем культуры староверия, человеком, для которого служение Богу означало служение во имя духовного совершенства и любви к человеку.