- Pas De Deux
20. Танец принца Оршада и Феи Драже. Сцена начинается «колоссальным по эффекту» (М. Петипа) Adagio. Значительность этого Adagio — не только и не столько в его объеме и внешней монументальности звучания, сколько во внутренней эмоциональной наполненности и содержательности, в мощной силе симфонического развития. Только благодаря этим свойствам Adagio драматургически «побеждает» рядом с пышным и, казалось бы, кульминационным по эмоциональности «Вальсом цветов». Первая тема Adagio — светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ становится все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматическим.
В суровом звучании труб и тромбонов проходит тема первой части Adagio: теперь она приобретает новый облик, напоминая столь типичные для Чайковского темы мрачных и неумолимых «приговоров судьбы». Третья часть Adagio — повторение первой в новом, еще более светлом и нарядно-праздничном изложении с широким умиротворяющим заключением.
За Adagio следуют две сольные вариации и общая кода.
- Был у Христа младенца сад
Был у Христа-младенца сад,
И много роз взрастил он в нем;
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок себе потом.
Когда же розы расцвели,
Детей еврейский созвал он;
Они сорвали по цветку,
- Вариации на тему Рококо для виолончели с оркестром
Александр Рудин - виолончель, Академический камерный оркестр "Musica viva", дирижёр и худ.рук. - А.Рудин, запись с концерта в зале им. Чайковского в Клину, 4 марта 1997 г.
- ВРЕМЕНА ГОДА. АПРЕЛЬ. ПОДСНЕЖНИК
Эпиграф из А. Н. Майкова:
"Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
- ВРЕМЕНА ГОДА. МАЙ. БЕЛЫЕ НОЧИ
Эпиграф из А. А. Фета:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!"
- Времена года. Февраль - Масляница.
Эпиграф взят из П. А. Вяземского:
"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора.
- Времена года. Февраль. Масленица
"Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.
- Детский альбом - 21. Сладкая грёза
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
- Дуэт Иоланты и Водемона
Инесса Галанте & Александр Федин. Inessa Galante & Alexander Fedin
ИОЛАНТА Твое молчанье мне непонятно,
Не знаю, чем мои слова
Тебе могли быть неприятны...
Скажи мне, в чем моя вина?
Чужих я редко здесь встречаю
И многого еще не знаю;
- Корольки
Концертный зал Центра Павла Слободкина, 13.03.2015.
«Посвящение Чайковскому» (к 175-летию со дня рождения композитора).
Максим Пастер (тенор), Дмитрий Сибирцев (фортепиано)
Романс "Корольки"
Муз. П. И. Чайковский, сл. Л. Мей (из Сырокомли)
Как пошел я с казаками,
- мой гений, мой ангел, мой друг
МОЙ ГЕНИЙ, МОЙ АНГЕЛ, МОЙ ДРУГ
(Афанасий Фет - Пётр Чайковский)
Не здесь ли ты лёгкою тенью,
Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?
- Мой садик
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых - тень...
Правда, нет в нем бледных лилий,
Горделивых георгин,
И лишь пестрые головки
- Новогодняя мелодия
КАССИКА РЕСПЕКТ И УВАЖУХА,
Ну что сказать, не знаю даже. Классика это праматерь всей современной музыки.
И как не странно за последние 50-100 лет. Потомки этой праматери почему-то взяли вектор к деградации и упрощению.
Хоть это и очень странно.
- Он так меня любил
Он так меня любил
(слова: Алексей Апухтин – музыка: Петр Чайковский)
Нет, не любила я! Но странная забота
Теснила грудь мою, когда он приходил;
То вся краснела я, боялася чего-то, -
Он так меня любил, он так меня любил!
- Песенка Графини
Je crains de lui parler la nuit,
J'ecoute trop tout ce qu'il dit,
Il me dit: je vous aime, et je sens malgre moi,
Je sens mon coeur qui bat, qui bat, je ne sais pas pourquoi!
Il me dit: je vous aime, et je sens malgre moi,
Je sens mon coeur qui bat, qui bat, je ne sais pas pourquoi!
- Святый Боже
Молитва “Святый Боже”
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
“Крепкий” — сильный; “Безсмертный” — неумирающий, вечный. Молитву эту надо читать три раза в честь трёх Лиц Святой Троицы.
Эта молитва называется Ангельской песнью. Её воспевают святые ангелы, окружая на Небе престол Божий. Люди, верующие во Христа, стали употреблять её спустя 400 лет после Рождества Христова.
В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения.
Устрашенные, царь Феодосий и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления, один юноша на виду у всех невидимой силой был поднят на Небо, а потом невредимым спущен опять на землю.
Он рассказал окружающим, что слышал на Небе, как Ангелы пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный.
- Сладкие грезы
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
- соч.48 - Серенада для струнного оркестра до мажор
Чайковский Петр Ильич - Op. 48
Серенада для струнного оркестра до мажор
Исполнитель: Евгений Светланов (дирижер)
Государственный академический симфонический оркестр СССР, 1970
- Франческа да Римини
1 часть. 4:51 - тема
2 часть. 9:10 - гл.тема адский вихрей
11:10 - 2-я тема рассказ Франчески (13:21 повторяется)
14:45 - тема(много повторов)
18:06
20:07 - реприза
21:19 - тема адских вихрей
22:08 - кода
- Щелкунчик. Украшение Рождественской елки
Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса праздник. Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильбергауса — Клары, Фрица и их маленьких гостей. Детвора резвится, любуясь полученными подарками.
Появляются гости. Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика Дроссельмейера — крестного маленькой Клары. А вот и он! Его появление вносит новое оживление. Старый чудак всегда придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня он преподносит детям четыре большие механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и Коломбины. Заведенные куклы танцуют.
Дети в восторге, но Зильбергаус, опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Это вызывает огорчение Клары и Фрица.
Желая утешить детей, Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу — Щелкунчика. Она умеет раскалывать орехи. Старик показывает детям, как нужно приводить куклу в действие.