- О болезнях
__________14_О болезнях____________
Радость моя! Тело есть раб души, а душа - царица, а потому часто милосердием Божиим, бывает, что тело изнуряется болезнями; от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; да и самая болезнь, телесная, рождается иногда от страстей.
Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви.
Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.
- О излишней попечительности
_____25_О излишней попечительности_____
Радость моя! Излишнее попечение о вещах житейских, свойственно человеку неверующему и малодушному.
И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас!
Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него таких благ, которые обещаны в будущем?
- О любви к ближним
__________06_О любви к ближним__________
Радость моя! С ближним надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления.
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится.
Дух смущенного или унывающего человека, надобно стараться ободрить, словом любви.
- О молитве...
____________17_О молитве-2____________
Радость моя! Более всего дает молитва. Потому что она, как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания Благодати Духа.
Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла. Захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать. А до молитвы это уже никак не относится. На нее всякому и всегда есть возможность.
Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина. Лишь бы они были православные и любили Бога из глубины душ своих. И оба имели в Него веру, хотя бы с горчишное зерно, и тогда двинут горы.
- О надежде
____________15_О надежде____________
Радость моя! Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая.
А если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию,- то такая надежда суетна и ложна.
Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно, дано будет.
- О подвигах
__________18_О подвигах__________
Радость моя! Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг наш - плоть наша, был верен и способен к творению добродетелей.
Надобно идти средним путем, духу давать духовное, а телу, телесное, потребное для содержания временной жизни.
Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему.
- О покаянии
____________12_О_покаянии.____________
Радость моя! Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.
Когда мы искренно каемся во грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам.
В жилищах всех веселящихся, Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него.
- О помыслах и плотских движениях
____21_О помыслах и плотских движениях____
Радость моя! Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо нет единения между смрадом и благовонием.
Дьявол, как лев, скрываясь во оградe своей, тайно расставляет сети нечистых и нечестивых помыслов.
Итак, немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивого помышления и молитвы.
Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицом благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего.
- О посте
_____________20_О посте_____________
Радость моя! Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много.
Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь отдается ненасытному вкушению и телом, и умом.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему.
- О прощении обид
__________09_О прощении обид__________
Радость моя! Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих.
Ибо неизвестно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели.
За обиду, какова бы она не была, не должно отмщать, но напротив прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему.
- О распознавании действий сердечных
__29_О распознавании действий сердечных__
Радость моя! Когда человек приимет что-либо Божественное, то радуется в сердце, а когда дьявольское, то входит в смущение.
Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего убеждения в том, что сие от Господа, но самым тем действием убеждается, что восприятие Его есть небесное.
А дьявол хотя бы преобразился в ангела светла, или представлял мысли самые благовидные, сердце все будет чувствовать какую-то неясность, волнения в мыслях и смятение чувств.
- О страхе Божием
___________02_О страхе Божием____________
Радость моя! Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего, должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.
Бойся Бога, говорит Премудрый,- и заповеди Его храни. А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое всегда будет хорошо.
Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему, все делать будешь хорошо. А дьявола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет дьявола: для того дьявол бессилен.
- О хранении мира душевного
______31_О хранении мира душевного______
Радость моя! Надо всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями других, для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум и сердце от непристойных колебаний.
Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не до нас касались. Такое упражнение может доставить вашему сердцу и тишину, и сделать его обителью самого Бога.
Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный.
- О хранении познанных истин
_____28_О хранении познанных истин_____
Радость моя! Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.
Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другими.
С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.
- О Царствии Божием
______22_О Царствии Божием______
Радость моя! Если бы ты знал, какая сладость ожидает душу праведного на Небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету с благодарением.
Если бы самая эта келлия была полна червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той Небесной радости, какую уготовал Бог, любящим Его.
Там нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, там праведники просветятся как солнце.
- О цели христианской жизни
_____23_О цели христианской жизни_____
Радость моя! Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни.
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия.
Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело-суть средства для стяжания Святого Духа Божия.
- Об отчаянии.
____________11_Об отчаянии___________
Радость моя! Отчаяние, по учению Иоанна Лествичника, рождается или от сознания множество грехов, когда душа множеством язв покрытая, от невыносимой их боли погружается во глубину отчаяния, или от гордости и надмения. Когда кто почитает себя незаслуженным того греха, в который впал.
Первого рода отчаяния, влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода, человек держится еще своего подвига, что несовместимо разуму.
Первое, врачуется воздержанием и благою надеждою, а второе - смирением и не осуждением ближнего.
- Об устроении дома души своей
_____27_Об устроении дома души своей_____
Радость моя! Если хочешь устроить дом души своей, то прежде приготовь вещество и все потребное, чтобы Художнику оставалось прийти и устроить.
Потребное для такового здания-суть, твердая вера для устроения стен;
Оконца деревянные суть пять чувств, Честным Крестом Христовым утвержденные, вводящие свет мысленного Солнца Правды, и не позволяющие оставаться в дому твоем ни малейшей темноте врага и доброненавистника твоего.
- Тропарь и кондак преподобному Серафиму Саровскому
Тропарь. Глас 4.
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак. Глас 2.
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш