- Ки хилацта нафши - Ты спас душу мою
Ты спас душу мою от смерти,
Глаза мои от слез,
Ноги мои от вступления в ад.
***
"Ки Хилацта Нафши" - это слова из Псалмов. Этими словами царь Давид выразил свое состояние, которое ощутил, поднявшись в своем постижении до состояния полного исправления всей своей души, и тогда обратился с этими словами к Высшей силе, к Творцу: "Ки Хилацта Нафши", "Благодарю Тебя за спасение души моей".
- Асадер ле сеудата - Приготовь все к Своей Трапезе
Приготовлю трапезу утра Субботы
И приглашу на неё Атик Йомин,
Свет его в изобилии, и мохин его обрадует душу,
Снизойдёт на нас прелесть его, и увидим величие его,
И откроит тайны свои, произнесёт их шёпотом,
И ощутим вкус, что в двенадцати хлебах,
И букву имени Его, в силе и в скрытии,
Высшее жилище, обитель всего живущего,
- Кель мистатэр
"Кэль Мистатэр" - это песня, которую мы поем на исходе Субботы, в конце Субботнего дня, уже приближаясь к выходу из Субботы, к исходу Субботы. Исход Субботы - это время, когда Высшая святость, приходящая к человеку, пребывающему в духовном подъеме, начинает покидать его, специальнооставляя его в темноте, в недостатках наполнения, чтобы все полученное им в Субботу послужило ему движущей энергией для самостоятельного постижения того, что он получил в Субботу как подарок.
Суббота называется "подарком". Как написано в Торе, Творец сказал: "Один подарок есть у Меня для Израиля, и имя его - Суббота". Суббота - это на самом деле подарок. Почему? - Подарок - это то, что дают человеку не как вознаграждение, он не работал для этого. Подарок ему дают из любви.
Так и Суббота - свыше приходит Высшая сила, называемая Субботой. Конечно, она приходит к каббалисту, к тому, кто желает приблизиться к Творцу, кто вкладывает себя в духовное продвижение, а не к обычному человеку. Свыше приходит Высшая сила, человек неизбежно пробуждается ею, и тогда испытывает всевозможные ощущения, явления, которые еще не полагаются ему в соответствии с его келим, а даются в качестве подарка.
Человеку дали этот подъем, это раскрытие, а через какое-то время это ощущение начинает снижаться и проходить. И тогда человек говорит: "Кэль мистатэр" - "Творец скрывается", "Ты, Творец, раскрылся мне сейчас в состоянии, называемом Субботой, как подарок, а теперь снова уходишь от меня в скрытие. Я понимаю, что это необходимо для того, чтобы я продвигался и раскрывал тебя даже в "низкие" дни, то есть, во времена Твоего скрытия, в будние дни, когда я пребываю в буднях, отделенных от святости. Но я должен сделать так, чтобы все дни недели присоединились к ступени той же Субботы". Это и поет человек, узнавший Творца.
Эта песня выражает ощущения всех десяти сфирот - Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод, Малхут, потому что человек познал в них все свойства Творца и теперь, когда он входит в скрытие, и Творец удаляется, он уже знает, что именно должен постичь сам. Это уже записано в нем в качестве решимот, а силы для этого он получил от пребывания в Субботе. И теперь в течение недели человек поднимет себя на уровень предыдущей Субботы, а затем, когда придет следующая Суббота, она будет для него еще б ольшим подарком - и так до тех пор, пока все эти Субботы не соединятся в ступень Окончательного Исправления.
- Ки хилацта нафши - Ты спас душу мою
Ты спас душу мою от смерти,
Глаза мои от слез,
Ноги мои от вступления в ад.
***
"Ки Хилацта Нафши" - это слова из Псалмов. Этими словами царь Давид выразил свое состояние, которое ощутил, поднявшись в своем постижении до состояния полного исправления всей своей души, и тогда обратился с этими словами к Высшей силе, к Творцу: "Ки Хилацта Нафши", "Благодарю Тебя за спасение души моей".
- Криву Ли - Приблизьтесь ко Мне
"Приблизьтесь ко Мне" - это как бы призыв к человеку со стороны Творца, который пробуждает человека к сближению. Это пробуждение приходит к человеку во всевозможных формах. Иногда оно раскрывается ему напрямую, и человек чувствует воодушевление. Иногда оно раскрывается в обратной форме, и человек чувствует насколько цель отталкивает его.
Призыв может приходить как хорошее, приятное ощущение, словно доброе, светлое и радостное утро. Или наоборот, как какой-то провал, падение, смутное и неясное состояние, вплоть до полной потери сознания. Но это тоже пробуждение. Главное, чтобы человек понимал, что находится в каком-то движении, или осознавал, что не относится к Творцу, к духовному, но чувствует с ним какую-то связь.
В Торе написано, что именно фараон приблизил сынов Израиля к Творцу. Есть такие состояния, когда злая сила продвигает человека лучше, чем добрая сила. Творец, который всегда желает приблизить человека, пробуждает его в соответствии с тем, к чему тот готов. А человек должен в каждое мгновение прислушиваться к зову: "Приблизьтесь ко Мне", в каких бы состояниях он ни находился
- Нигун
"Мелодия" - это выражение чувства без слов. С одной стороны, это более абстрактное выражение чувств, а, с другой стороны, оно более острое и точно направленное.
Если слова и мелодия действуют вместе, тогда есть текст, то есть буквы, соединенные в слова и в предложения, с определенной направленностью, в определенном процессе, который начинается и заканчивается, а сама мелодия, добавляемая к словам, выражает вкусы, существующие в этом обращении. Тогда как в мелодии без слов, человек самой мелодией должен также выразить недостающие в ней слова.
Известно, что в келим различают "таамим, некудот, тагин и отиёот". Некудот и отиёт (буквы и точки под буквами) мы видим также и на письме. Таамим и тагин (вкусы и коронки над буквами) используются только в особых случаях - это особые дополнения, выражающие внутреннее состояние кли, ощущения человека. Они рассказывают о том, как он строит свое отношение.
Мелодия, накладываясь на слова, во многих случаях изменяет смысл слов. Иногда я могу петь одни и те же слова радостно или грустно, и они приобретут совершенно иной смысл. Мелодия выражает мое отношение к тому, о чем говорят слова. Из существующих "таамим, некудот, тагин и отиёт" - "таамим" это качество, больше всего выражающее отношение человека к тому, что он поет.
- Хамоль аль маасейха
Человек просит прощения и снисхождения. Здесь как обычно, в любом состоянии духовной работы присутствуют две противоположности. Для тех, кто находится на уровне ангела, уже в конце исправления, существует лишь одна сила: "Нет никого, кроме Него". Для тех, кто пребывает в этом мире в неосознанном состоянии, тоже существует лишь одна сила: "Кто поможет мне, если не я сам?"
Тот, же кто находится в пути от этого мира в мир Бесконечности, для того всегда, в каждом состоянии раскрываются две силы - сила Творца и сила творения, действующие вместе. С одной стороны, все как будто устраивает Творец. А с другой стороны, что-то зависит и от творения?
Есть такое, что не зависит от Творца. Он не проявляет свою власть абсолютно во всём. Есть такие решения, силы, действия, планы, в которых всё зависит от самого человека. Ведь если бы не было таких состояний, то не было бы свободы воли и не было бы ни вознаграждения, ни наказания, и вообще не было бы возможности для существования человека, желающего уподобить себя Творцу.
Поэтому трудно достичь такого состояния, когда, с одной стороны, есть раскрытие Творца, который управляет всем и подготавливает всё, и привел уже всё к окончательной точке пути, ведь всё уже приготовлено и раскрыто. А с другой стороны, человек пока еще готов изменять реальность и должен это выполнить.
- Хамоль аль маасейха - Сжалься над деяниями Своими
Человек просит прощения и снисхождения. Здесь как обычно, в любом состоянии духовной работы присутствуют две противоположности. Для тех, кто находится на уровне ангела, уже в конце исправления, существует лишь одна сила: "Нет никого, кроме Него". Для тех, кто пребывает в этом мире в неосознанном состоянии, тоже существует лишь одна сила: "Кто поможет мне, если не я сам?"
Тот, же кто находится в пути от этого мира в мир Бесконечности, для того всегда, в каждом состоянии раскрываются две силы - сила Творца и сила творения, действующие вместе. С одной стороны, все как будто устраивает Творец. А с другой стороны, что-то зависит и от творения?
Есть такое, что не зависит от Творца. Он не проявляет свою власть абсолютно во всём. Есть такие решения, силы, действия, планы, в которых всё зависит от самого человека. Ведь если бы не было таких состояний, то не было бы свободы воли и не было бы ни вознаграждения, ни наказания, и вообще не было бы возможности для существования человека, желающего уподобить себя Творцу.
Поэтому трудно достичь такого состояния, когда, с одной стороны, есть раскрытие Творца, который управляет всем и подготавливает всё, и привел уже всё к окончательной точке пути, ведь всё уже приготовлено и раскрыто. А с другой стороны, человек пока еще готов изменять реальность и должен это выполнить.
- Цадик ке-Тамар ифрах
В сущности, в каждой песне есть два состояния. Одно - это состояние кли, души, над которой человек работал, исправил ее и тогда достиг - восхищения, взволнованности, и из этого восхищения он теперь поет.
Поэтому в "Цадик ке-Тамар Ифрах" есть ощущение от предыдущего состояния, когда человек пребывал в недостатке наполнения, в страданиях и в поиске. А теперь он достиг состояния, в котором знает, что так должно было быть, потому что праведник в конце-концов приходит к оправданию всего пройденного им процесса.
И тогда восхищение, исходящее из крайней противоположности того, что раньше он ощущал себя очень далеким от Творца, духовного, а сейчас входит во дворец Царя, в Высший мир, выплескивается в его нынешнем состоянии мелодией - изнутри ощущения, наполняющего его.
Это ощущение включает в себя два противоположных состояния - его прежнее состояние, наиболее удаленное, будто бы безнадежно далекое от Высшего, и нынешнее состояние, когда он пришел к соединению с Ним.
- Эль-Мистатер
На исходе субботы. Суббота - подарок, который дают из любви.Человеку дарят подъем, раскрытие, а потом Творец скрывается. Это необходимо, чтобы человек продвигался в будни, дни, отдаленные от святости.
Ощущение всех 10 сфирот.
- Яале тахнунэйну - Прими наши мольбы
"Прими наши мольбы" - это "молитва многих". Молитва многих означает такое состояние человека, когда он раскрывает, что в нем пока еще действуют разные силы и не все они направлены на слияние с Творцом. Когда человек оценит их, прочувствует, выяснит одну за одной, то приходит к подъему МАН, просьбы, говоря: "Прими наши мольбы". Он просит, чтобы пришла Высшая сила и исправила в нем эти противоположные, отличающиеся друг от друга силы, придав им одно желание, одно намерение, чтобы во всех них, несмотря на их противоположность и различие, он почувствовал одно течение, одно стремление, ведущее лишь к своему Источнику.
"От вечера и до утра", то есть в таких состояниях, когда ему светит Высшая сила и когда она не светит, он поднимает свою молитву, пока она не станет совершенной и он не получит на нее ответ. Тогда в нем объединяются все его просьбы и желания, все его келим и становятся одним большим кли, в котором он достигает слияния со своим Творцом.
Эту песню мы поем в Йом Кипур, то есть в состоянии, когда раскрываются пустые келим. Эти келим пока еще совершенно не исправлены, но раскрываются на всю свою максимальную высоту и глубину, и мы понимаем, что не способны их использовать. Поэтому в этот день существует пять запретов - запрещение использовать всё это кли.
Однако за счет этой мольбы, наших просьб об исправлении, мы получаем свыше свет, возвращающий к источнику. А когда кли исправляется, оно достигает состояния, в котором наполняется всем светом любви и слияния.