I псн бз слв<--
голос, скрипка, альт, виолончель, аккордеон
Написано для концерта "Без дома". Первое исполнение: СПб Академическая Капелла, 13 декабря 2007. Ниже приводится авторская аннотация для этого концерта.
Художественное высказывание может быть только опосредованным, полная искренность невозможна. Однако бывают вещи, опосредованное высказывание о которых есть ложь. Здесь неразрешимое противоречие. Искусство как таковое избыточно, оно возникает только при некоторой сытости. Поэтому я не чувствую себя вправе говорить о бездомных людях, – но и промолчать тоже не могу. Вот такие старые как мир этические вилы.
Лавируя между них, я и писал бздмн. Часть I, вступительная псн бз слв, – бессловесные вопли на фоне почти мажорных аккордов. Часть II, прпвд 1 – как бы духовный стих, изъеденный тупой недогармонией, разложившийся до мычания. Здесь показано, как абсолютно искренние слова становятся абсолютной ложью именно в силу своей безыскусности, отсутствия дистанции между говорящим и его предметом. Часть IIa – звучащая пауза. Часть III, прпвд 2 на текст Нагорной проповеди, из которого вынуты гласные звуки, – единственная, написанная “от автора”. Рефреном здесь служат слова “царствие небесное”. Финальная часть IV, прпвд 3 – кликушество и богохульство отчаявшегося человека: катарсиса не будет, сытый не скажет правды о голодном.
Я думаю, что перед лицом непросветленного страдания любые слова о духовности и пр. – ложь и лакировка действительности. Тут только документализм может оказаться честным, но и его не бывает без формализма и игры в другого. А это уже другие вилы, эстетические.