Эмиль ГилельсНесомненно, в лучшие часы написана светлая, лиричная «Песня без слов», которая, как и весь цикл «Воспоминания о Гапсале», посвящена Вере Васильевне Давыдовой, дочери декабриста Василия Львовича и Александры Ивановны Давыдовых. Познакомились они еще в Петербурге, несколько лет назад, знакомство углубилось, когда Петр Ильич три года подряд, с 1866 по 1868 год, проводил летние месяцы с
семьей Давыдовых. Вера была очень хороша собой, неплохо рисовала, недурно играла на рояле. Родным казалось, что их роман, длившийся три года, должен завершиться естественной развязкой.
В апреле 1868 года Чайковский признается своей сестре Сашеньке, так желавшей этого брака: «Я хорошо понимаю, чем бы это все должно было окончиться. Но что прикажешь делать, если я чувствую, что я бы возненавидел ее, если б вопрос о завершении наших отношений сделался серьезным…» Да, «роман» этот окончился ничем. Однако не будь Верочки Давыдовой и приятных мгновений, проведенных в Гапсале, на одно поэтичное творение в наследии гениального композитора было бы меньше. А Вера Васильевна? Спустя год она вышла замуж за героя Севастополя адмирала Ивана Ивановича Бутакова. До конца своих дней (умерла В.В. в 1923 году за границей) она хранила печатный экземпляр «Воспоминаний о Гапсале» с посвящением и дарственной надписью Чайковского. Ей же посвящен и сочиненный позднее романс «Усни».
Фортепианный цикл «Воспоминания о Гапсале» вскоре уже звучал в концертных залах России и неизменно пользовался популярностью у публики. Они были изданы – как почти все сочинения Чайковского – уроженцем Ревеля Петром (Пеэтером) Юргенсоном, другом, издателем, доверенным лицом, а после смерти Чайковского его душеприказчиком.