Осмогласие. Песенная лестница. ПояснениеНачало системе положил обычай в каждый из 8 дней Пасхальной седмицы исполнять песнопения на особый напев (глас) (IV в.). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня Пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл с его гимническими текстами стали повторять в течение года, до новой Пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих. Древнейший Октоих восходит к нач. VI в. (сирийский патриарх Севир). В VIII в. Иоанн Дамаскин, по-видимому, отредактировал Октоих и дополнил его своими гимнами. В таком виде Октоих вошёл во всеобщее употребление в церквах Византийской империи.
Но осмогласие – это не просто совокупность мелодий, это своеобразная ЛЕСТВИЦА ИАКОВА. Основание этой песенной лестницы – на земле, а верх ее касается неба. Только вместо восходящих и нисходящих ангелов Божиих по этой «лествице» восходят к небу наши молитвы, а нисходит небесный ответ – Дары Святого Духа и Сам Господь в Святых Тайнах.
Каждый глас – СТУПЕНЬКА этой лествицы, на которой Церковь предлагает нам задержаться в течение недели.
Принято каждый глас возглашать («канонаршить»), чтобы души молящихся были вместе – находились на одной и той же ступеньке, чтобы радостные соединились с печальными, беспокойные – с мирными, разочарованные – с утвердившимися в вере, чтобы поистине обращаться к Богу единым сердцем и едиными устами.
Стихирный глас 1Осмогласие. Земные ступени. Глас 1. Изображает радость открытия духовного мира. Поется он радостно, стремительно, будто звучит изумленное восклицание «Ах!» того, кто внезапно прозрел и увидел то, что до сих пор было ему невидимо. С какой искренностью и легкостью мы готовы окунуться в новую жизнь, не страшась никаких опасностей и разочарований. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
Стихирный глас 2Глас 2. После первой радостной ступеньки как бы падение: оказывается, вхождение в новую жизнь полно испытаний, разочарований, трудностей, и душа будто всхлипывает в плаче, обнаружив свою беспомощность и невольный стыд за собственную слабость. Это как бы плач об утерянном райском блаженстве.
Стихирный глас 3Глас 3. Это тоже как бы плач, но здесь уже грусть переходит в надежду, стыд – в раскаяние, сознание собственной беспомощности – в надежду на Отца Небесного. Здесь – готовность начать все сначала, опираясь на Бога. Это как бы возвращение блудного сына.
Стихирный глас 4Осмогласие. Земные ступени. Глас 4. Изображает звуки быстро бегущего, спешащего человека. Душа готова снова продвигаться вперед и радостно спешит навстречу Божией помощи. «Глас двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати.
Стихирный глас 5Глас 5. Это пасхальный глас, «ступенька» Воскресения, вновь обретенной радости близости Бога, от благодати Святого Духа, от прощения любящего Отца. «Успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
Стихирный глас 6Ступенька мира, покоя, обретенного в полном предании себя воле Божией. Этот глас всегда звучит в заупокойной службе – во время прощания с умершими, для которых земная суета отошла в прошлое. Это глас души, которая пережила или победила мир земных страстей.
Стихирный глас 7Глас благодарения, торжествующей радости и победной хвалы Богу, здесь как бы избыток, переполнение сердца любовью и благодарностью. Неслучайно именно на 7-й глас поются тропари, посвященные Кресту Господню – оружию победы над смертью и нашего спасения.
Стихирный глас 8Последняя «ступенька». Этот глас изображает сыновнее дерзновение перед Богом, радость от сознания единства с Ним, близости к Нему. И звуки льются от дерзновенно-весело, то доверительно-покойно. Нет более ни суеты, ни страха перед разочарованиями, а только одно доверие к Отцу, Который есть Любовь. «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.