Arktis.Вегард "Ишан" Сверре-Твейтан всегда в движении. После легендарной карьеры в одной из ведущих блэк-металлических команд всех времен он выпустил пять полноформатных сольников, и почти каждый из них был тепло принят критиками, однако не все так радужно. Если «Adversary» (2006) действительно интриговал своими структурами, настоящей вершиной пост-EMPEROR карьеры Ишана стала пластинка «angL» (2008). Тем не менее, после «After» (2010) сольная дискография начала катастрофически теряться в общем бэкграунде вокалиста. Все, что выделяло его ранний материал – риффы, риффы и еще больше риффов, а также гладкие композиции (и снова риффы) – стало сменяться все более абстрактными элементами, а когда на замену фирменным песням в стиле «Scarab» пришли номера а-ля «M», веселье закончилось. «Arktis.» отмечает новую главу в сольном путешествии Ишана, который, наконец, избавился от нигилизма.
Визуально и акустически «Arktis.» отличается от своих предшественников. Вводные опусы «Disassembled», «Mass Darkness» и «My Heart Is of the North» призваны продемонстрировать эту перемену с помощью мощных риффов, толстого баса и гитарного тона, скорее напоминающего фузз, нежели овердрайв. Последний демонстрирует орган Хаммонда, обеспечивающий прочную ностальгию по прогрессивному року 70-х, и глубокий шрединг с классическим чувством.
Но несмотря на риффы и местами трэшовый подтекст, «Arktis.» запомнится своим прогрессивным характером, который напоминает уход норвежской сцены от блэка на рубеже тысячелетий. Так, номера «South Winds» и «Frail» вспыхивают электроникой, отсылающей к MORTIIS и еще дальше, в 80-е, а «Crooked Red Line», разбавленный резкими саксофонными партиями, скорее ассоциируется с ранними работами ULVER несмотря на великолепное гостевое появление солиста SHINING Йоргена Манкеби, который обеспечивает треку необходимые темные эмоции. Хрустящий, теплый и жирный продакшн лишь подчеркивает прогрессивную природу «Arktis.» и воспринимается как еще один отголосок из 80-х годов.
И хотя эти отсылки смотрятся органично, лучше всего альбом работает в моменты хрупкости и меланхолии. «My Heart Is of the North», например, содержит «чистое» затишье между порциями сокрушительного шрединга, который к финалу обрастает органными партиями и превращает композицию в одну из лучших на диске.