7 симфония часть 19 августа 1942 года в осажденном немцами Ленинграде оркестр Радиокомитета впервые исполнил великую Седьмую симфонию (Ленинградскую) Дмитрия Шостаковича, которую композитор начал сочинять в блокадном городе как ответ немецкому нашествию.
Эта внутренняя установка ответа раскрывает одну важную черту Великой Отечественной войны - сопротивление российской культуры, отражение агрессии на высшем духовном уровне, на уровне музыки.
Немецкий вал атаки одухотворяла музыка Рихарда Вагнера, любимого композитора фюрера. Вагнер был кумиром фашизма. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям реванша и культа расы и силы, которая воцарилась в те годы в немецком обществе.
Монументальные оперы Вагнера, пафос его титанических громад: "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов" - все это великолепие пафосной музыки славило космос германского мифа. Вагнер стал торжественными фанфарами Третьего рейха, покорившего в считанные годы народы Европы и шагнувшего на Восток.