- Виртуальная Парикмахерская
Иллюзия, называемая специалистами "виртуальной парикмахерской", представляет собой явление бинаурального эффекта, и заключается в способности человека и животного определять, с какой стороны от них расположен источник звука за счёт наличия у них двух ушей, выполняющих функцию приёмников звука (источник, расположенный впереди или сзади, определяется плохо и неточно).
Благодаря тому, что звук проходит до уха, расположенного ближе к его источнику, более короткий путь, звуковые волны в ушных каналах имеют разные фазы (время прохождения этой фазы) и амплитуду (силу) звуковых колебаний. Поэтому и восприятие звука разной высоты будет разное. Направление на источник звука для низких звуков (до 1500 колебаний/секунду) определяется сознанием человека наиболее точно и практически полностью по разности времени прохождения данной фазы звуковых волн.
А для высоких звуков, в связи с тем, что основное значение имеет различие в силе звучания у правого и левого уха, определение направления будет менее точным. Возможность определить направление звука возникает, благодаря тому, что различие фаз и интенсивности звуков, воспринимаемых ухом, ведёт к различию импульсов, которые поступают в центральную нервную систему от правого и левого уха.
- Возрастающая последовательность
Эту иллюзию обнаружил французский композитор Jean-Claude Risset. Пары нот следуют одна за одной, создавая иллюзию повышения, как будто на пианино вы нажимаете клавиши слева направо... На самом деле тон не повышается, и если после окончания мелодии вы сразу нажмете кнопку PLAY снова, то мелодия будет продолжаться, и так до бесконечности. Но повышаться до бесконечности тон не может, в отличие от иллюзии, которую создает наш мозг.
- Падающие колокола
Создается впечатление, что колокола на записи «падают» в пространстве, снижая высоту тона. Но если прислушаться повнимательней, слышно, что тон УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. Высота тона вначале ниже, чем высота тона в конце.
- Парикмахерская
Бинауральный эффект - (от лат. bini - пара, два и auris - ухо), способность человека и животных определять, в каком направлении от них находится звучащее тело, обусловленная наличием у них 2 звукоприёмников - ушей. Звук проходит до уха, обращенного к источнику, более короткий путь, поэтому звуковые волны в обоих ушных каналах различаются по фазе (времени прихода данной фазы) и амплитуде (силе) звуковых колебаний. Звук разной высоты воспринимается по-разному: для низких звуков (до 1500 колебаний в сек) направление на звучащее тело определяется наиболее точно и почти целиком по разности времени прихода данной фазы звуковых колебаний; для высоких звуков, при которых существенную роль играет различие в силе звука у правого и левого уха, определение менее точно.
Различие фазы и интенсивности воспринимаемых звуков ведёт к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, что и даёт возможность определять направление звука.
- Скрытые ступеньки
Впервые эта иллюзия была обнаружена профессором психологии Diana Deutsch, показавшей, как мозг группирует рядом стоящие ноты вместе.
В демонстрации проигрывается две мелодии — одна возрастающая по тону, другая убывающая, причем ноты различны для двух ушей — к примеру, правое ухо слышит первую ноту первой мелодии, потом вторую ноту второй мелодии, и так далее.
Большинство слушателей группируют высокие и низкие ноты вместе, при этом получается так, что одно ухо слышит сначала убывающую а потом возрастающую последовательность, а второе, наоборот — возрастающую, а потом убывающую. Наш мозг собирает из каши более-менее красивую мелодию, которую нам и «преподносит». К тому же, если вы правша, то вначале справа вы будете слышать возрастающий тон, а в левом — убывающий, а если левша — наоборот.
- Тон Шепарда
Тон Шепарда, названный так по фамилии его создателя Роджера Шепарда, — это звук, образуемый наложением синусоидальных волн, частоты которых кратны друг другу (звуки расположены по октавам). Повышающийся или понижающийся тон Шепарда называется звукорядом (ладом) Шепарда.[1] Такой звукоряд создает иллюзию бесконечно повышающегося или понижающегося тона, в то время как на самом деле его высота в целом не меняется