- Комментарии к высказываниям Гуань Инь - Во сне...
Во сне, в зеркале, в воде пребывает мир.
Чтобы убрать мир, который снится, нужно не спать.
Чтобы убрать вещи, которые отражаются в зеркале, нужно не смотреться в него.
Чтобы убрать вещи, которые наполняют мир, нужно опорожнить сосуд, вмещающий их.
Все, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там.
Вот почему мудрый не устраняет мир, а устраняет знание о нем.
Гуань Инь
- Комментарии к притчам - Чиоки обратился к Хьякудзо
Чиоки обратился к Хьякудзо:
"Ученики хотят познать Будду, чем является Будда?"
Хьякудзо ответил:
"Это точно так же, как ехать на воле и искать его".
"А что будет после того, как мы это узнаем?" — спросил Чиоки. Хьякудзо ответил:
"Это будет так же, как ехать на воле и возвратиться на нем домой".
"Как можно это ухватить, сохранить и всегда следовать этому?" — спросил Чиоки.
"Это так же, как пастух, у которого есть палка, и который стережет вола, чтобы тот не уничтожил рисовые поля других людей", — ответил Хьякудзо.
- Комментарии к Чжуан-Цзы - Женщина Цзюй
Цзыкуй из Наньбо спросил Женщину Цзюй: "Вам уже много лет, но выглядите вы еще совсем юной, почему?" — Я слышала о Пути, — ответила Женщина Цзюй.
— Можно ли научиться Пути? — спросил Цзыкуй.
— О нет, нельзя. Ты для этого не годишься. Знавала я одного человека по имени Булян И. Он обладал способностями истинного мудреца, но не знал, как идти праведным Путем. А я знаю, как идти праведным Путем, но не обладаю способностями мудрого. Я попыталась обучить его Пути, ведь он и в самом деле мог стать настоящим мудрецом. В конце концов совсем нетрудно разъяснить путь мудрого тому, кто обладает способностями мудреца. Я стала оберегать его, чтобы истина открылась ему, и через три дня он смог быть вне Поднебесной.
Когда он научился быть вне Поднебесной, я снова поберегла его, и через семь дней он научился быть вне вещей. После того как он смог быть вне вещей, я снова поберегла его, и спустя девять дней он смог быть вне жизни. А научившись быть вне жизни, он в сердце своем стал как "ясная заря". Став в сердце своем "ясной зарей", он смог прозреть Одинокое. А прозревши в себе Одинокое, он смог быть вне прошлого и настоящего. Превзойдя различие между прошлым и настоящим, он смог быть там, где нет ни рождения, ни смерти.
- Комментарии к Чжуан-цзы - Путь, проявивший себя...
Путь, проявивший себя, перестает быть Путем.
Речь, ставшая словом, не выражает правды.
Человечность, которая всегда добра, не свершит добро.
Показная честность не внушает доверия.
Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы.
Все эти пять вещей закруглены и обтекаемы, как шар, но могут вдруг обрести острые углы.