- 10. Этика как основа жизни. Часть 2. Десять заповедей.
Декалог – десять заповедей. Трудности библейского перевода. Филарет Дроздов, Герасим Павский, Игнац Аврелий Фесслер. Почему так важно выйти из рабства? Запрет на искусство или запрет на идолопоклонство? Отвечает ли сын за отца? Пятая заповедь – прообраз КЗоТ. Почему есть заповедь «чти отца своего и мать свою», а нет заповеди «чти детей своих»? Есть ли заповедь «не убивай»? Одинакова ли восьмая заповедь для мужчин и для женщин? Самая невыполнимая заповедь.
- Талмуд, мишна, мидраши.
алмуд из тех книг, о которых все что-то слыхали, но, конечно, толком никто не читал. Греки и евреи – разные цивилизации. Трагическая история создания Талмуда. Полный пересмотр основ веры. Главная добродетель — изучение Закона. Талмуд – книга без жанровых границ, рассказы всех стилей и всех жанров, которые мы только можем себе представить.
- Человек в роли Творца.
Мечта о сотворении несуществующего и небывалого. Хозяева огня – гончар и кузнец. Сакральные аспекты металлургии. Колдун и оживающие мертвецы. Легенды о живой и мертвой воде. Алхимическая теория элементов. Философский камень. Алхимики Парацельс и Ньютон. Сотворение гомункулусов. Человекообразные существа – Голем, Франкенштейн, роботы. Преображение человека – алхимическая свадьба. Разработка искусственного интеллекта. Компьютерные технологии и человеческое мышление. Клонирование и нанотехнологии – осуществление алхимической мечты о бессмертии?
- Читаем Талмуд. Часть 2.
Талмуд Вавилонский и Талмуд Иерусалимский. Как построен Талмуд. Два непростых текста. Что мудрецы думали о себе и как представляли свое влияние на мир. Невероятные изводы толкования. Если хочешь выжить – ищи компромисс. Тексты как свидетельство уходящей цивилизации. Мудрецы развлекаются. В поисках жанра.О великой женской доблести и ужасном женском коварстве. Пять бессмертных сценариев.
- Читаем Талмуд. Часть 3.
Милостыня – благодеяние или справедливость? Божьи заповеди надо исполнять даже под угрозой смерти. Как царица-суббота награждает почитающих ее. Война: зло или благо? Различное отношение к войне в Ветхом и Новом Завете. Можно ли иудею воевать в субботу? Возможна ли жизнь без войн? Важность преемственности в еврейской традиции - кто въезжает в город на осле, а кто на лошади? Закон – Галаха, это хлеб; агада, рассказы – вино. Как комментаторы «облагораживают» реальных библейских персонажей. Надо ли преподавать Библию – Где? Кому? Как?
- Читаем Талмуд. Часть 4.
Истоки бюрократии в Талмуде. Американская юридическая система как триумф еврейского мировоззрения. Галаха – праматерь бюрократии, а агиография – прообраз соц.реализма. Средневековый опыт перевода Корана и Талмуда на латынь. Что значит «еврейское счастье»? Есть ли ангел-хранитель у Израиля? Нет в законе ни рано, ни поздно. Когда мудрецы говорят – они живы. Взгляд мудрецов на критику. Кто такой Маймонид?
- Этика как основа жизни. Часть 1.
Зачем нужна этика? Природа и культура, мораль и целесообразность. Нужно ли защищать бесполезное? Библейское «правило пейот». Закон писаный и неписаный, нравы и законы. «Не поддаваться соблазнам, не сдаваться трудностям» – учение греческих стоиков. Диоген и киники. Социальная роль шута. Сад Эпикура. Что значит «быть эпикурейцем»? 4 принципа Эпикура. Раб Эпиктет и император Марк Аврелий, римское мужество и греческая мудрость. Стоицизм в Талмуде – трактат «Пиркей Авот» (Изречения отцов). Какими способами человек может заработать. Может ли быть всеобщая этика? Мудрец Гиллель и этика Каббалы. О верном толковании заповеди: «Люби ближнего, как самого себя».