- Железная воля
моноспектакль
Исполнитель Сергей Гармаш
Ироничный и пронзительный моноспектакль по знаменитой повести о русском и немецком национальных характерах. «Железная воля» не включена Лесковым в прижизненное собрание сочинений и была извлечена из забвения и переиздана только во время Великой отечественной войны. Выражение "железная воля" было чем-то вроде идиомы, характеризовавшей, не без доли иронии, волевые качества немецкого народа, и широко распространенной в середине 19 века. Повесть основана на подлинных событиях, относящихся к жизни Николая Лескова, когда он служил в компании "Скотт и Вилькенс" (1857-1860 гг). Дела компания вела по всей России, и Лескову как представителю фирмы довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.
- Кадетский монастырь
Вашему вниманию предлагается аудиоспектакль по рассказу Николая Семеновича Лескова «Кадетский монастырь». В нем раскрывается миропонимание русского человека с ее самобытной силой, верой, состраданием и духовностью. «У нас не переводились, да и не переведутся праведные» - убежден Лесков. Произведение русского классика посвящено проблемам «нравственной доблести» в период «глухого» времени, которые отстаивали своим примером «служилые люди», воспитатели Первого петербургского кадетского корпуса. Воспоминания автора об учебе в нем и легли в основу рассказа.
О спектакле
Роли исполняют:
От автора - народный артист России Валерий Баринов
Архимандрит - артист Дмитрий Писаренко
Перский - заслуженный артист России Алексей Кузнецов
Демидов - заслуженный артист России Владимир Гусев
Бобров - заслуженный артист России Александр Ильин
- На краю света
Рассказ «На краю света» повествует о поездке новоназначенного епископа по «отдаленной сибирской епархии», где русский миссионер знакомится с многотрудной жизнью инородцев, принявших крещение. После того, как спас его от смерти в зимней тайге абориген-язычник, епископ убеждается в том, на какие поистине христианские подвиги способны некрещёные «дикари», руководствуясь лишь только собственной совестью - голосом Божиим в любой человеческой душе. Главное действующее лицо произведения - епископ Иркутский, впоследствии архиепископ Ярославский Нил, по воспоминаниям которого и написан рассказ. Неповторимый колорит привносит в повествование самобытный язык Лескова.
Роли исполняют: Рассказчик - заслуженный артист России Виктор Петров
Рассказчик в молодости - артист Александр Груздев
Отец Кириак - артист Никита Прозоровский
Отец Пантелеймон - заслуженный артист России Михаил Васьков
Проводник-якут - народный артист России Александр Клюквин
Архиепископ - артист Андрей Ярославцев
В эпизодах: Дмитрий Филимонов, Владимир Левашов, Александр Тараньжин
- На ножах 01
Исполнитель: Олег Исаев
Выдающийся русский писатель вывел на страницы своего романа целый ряд известных и ярких героев, подготовивших своей деятельностью трагические события, которые случились в России в 20 веке. Ненависть, нетерпимость, безбожие превращают милых и интеллигентных людей в опасных и бескомпромиссных сторонников свержения существующего строя. Спокойная жизнь уездного города закончилась с приездом туда двух молодых людей из столицы, и то, что последовало за этим, надолго останется в памяти местных жителей. Интриги и страсти, низость и благородство, любовь и смерть тесно переплелись в жизни внешне благопристойного общества.
- Однодум
Жил-был обычный, казалось бы, человек, да начитался он Библии, и произошла в нем "вредная фантазия" - стал он жить по Писанию. Проявлял чудеса нестяжательства на казенных должностях, жалование получая весьма небольшое, а точнее сказать - нищенское. Праздности не предавался, обывателей не обижал, начальству не угодничал, и даже, говорят, самого губернатора графа Ланского за неподобающее в церкви поведение отчитал. В общем, не от мира сего был человек, чудак…
Исполнители: Валерий Баринов, Евгения Добровольская, Александр Тараньжин, Вячеслав Шалевич, Олег Семисынов, Сергей Бурунов, Марк Гейхман, Ирина Киреева, Вячеслав Слепнев
- Продукт природы
Вашему вниманию предлагается аудиоспектакль с музыкальным сопровождением по одноименному рассказу Н.С.Лескова "Продукт природы". Принудительное переселение крепостных крестьян в дореформенное время продемонстрировало отношение к ним со стороны помещиков не как к людям, а всего лишь как к "продукту природы". Острая нравственная и социальная проблематика рассказа Лескова не потеряла своей актуальности и по сей день...
В ролях:
От автора - народный артист России Валерий Баринов
Дядя - заслуженный артист России Алексей Кузнецов
Племянник - артист Константин Днепровский
Петр Семенов - заслуженный артист России Владимир Гусев
Исправник - артист Дмитрий Филимонов
В эпизодах и массовых сценах принимали участие: заслуженный артист России Марк Гейхман, а также артисты: Ирина Киреева, Вячеслав Слепнев, Игорь Ковалев.
- Пугало
Мое детство прошло в Орле. Мы жили в доме Немчинова, где-то недалеко от «маленького собора». Теперь я не могу разобрать, где именно стоял этот высокий деревянный дом, но помню, что из его сада был просторный вид за широкий и глубокий овраг с обрывистыми краями, прорезанными пластами красной глины. За оврагом расстилался большой выгон, на котором стояли казенные магазины, а возле них летом всегда учились солдаты. Я всякий день смотрел, как их учили и как их били. Тогда это было в употреблении, но я никак не мог к этому привыкнуть и всегда о них плакал. Чтобы это не часто повторялось, моя няня, престарелая московская солдатка — Марина Борисовна, уводила меня гулять в городской сад. Здесь мы садились над мелководной Окой и глядели, как в ней купались и играли маленькие дети, свободе которых я тогда очень завидовал.
Главная выгода их привольного положения в моих глазах состояла в том, что они не имели на себе ни обуви, ни белья, так как рубашонки их были сняты и ворот их с рукавами связаны. В таком приспособлении рубашки получали вид небольших мешков, и ребятишки, ставя их против течения, налавливали туда крохотную серебристую рыбешку. Она так мала, что ее нельзя чистить, и это признавалось достаточным основанием к тому, чтобы ее варить и есть нечищеною.
Я никогда не имел отваги узнать ее вкус, но ловля ее, производившаяся крохотными рыбаками, казалась мне верхом счастия, каким мальчика моих тогдашних лет могла утешить свобода.
Няня, впрочем, знала хорошие доводы, что мне такая свобода была бы совершенно неприлична. Доводы эти заключались в том, что я — дитя благородных родителей и отца моего все в городе знают.
- Соборяне
Повесть "Соборяне" была написана в 1872 г. С нее начался поворот Лескова к славянофильству, к русской религиозной тематике. Ярко и образно рассказывая о жизни православного духовенства, Лесков с нежностью и добротой подчеркивает и недостатки, имевшие место в русской церковной жизни. В повести создан удивительный, сияющий слезами восторга и доброй улыбкой иконостас российских подвижников и праведников. Николай Семенович живописуют быт и бытие церковных людей, горе и радости русского духовенства - отчасти идеализированно, отчасти с лукавством и насмешкой. Сам писатель чувствовал особую ценность повести: "Это, может быть, единственная моя вещь, которая найдет себе место в истории нашей литературы". "Героя времени" Лесков нашел в среде духовенства: в образе протопопа Савелия Туберозова автор воплотил духовный идеал, проповедника "вековечных", "заповедных" нравственных ценностей. Но герой словно бы сталкивается со временем: наступил "век, сам себя стыдящийся, век прозы, вздыхающий от поэзии и отметающий ее, - век, издевающийся над тем, чему бы хотел поклоняться...".
- Христос в гостях у мужика
Рождественский рассказ.
Посвящается христианским детям.
Настоящий рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и чему его выучил, -- я слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне рассказывал, то я и передам его же словами.
Читает Николай Козий.