АБВ
Pesenok.ru
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • #
  • Текст песни Бенджамин Франклин - Автобиография 1

    Исполнитель: Бенджамин Франклин
    Название песни: Автобиография 1
    Дата добавления: 01.08.2018 | 11:24:44
    Просмотров: 46
    0 чел. считают текст песни верным
    0 чел. считают текст песни неверным
    На этой странице находится текст песни Бенджамин Франклин - Автобиография 1, а также перевод песни и видео или клип.
    Автобиография Бенджамина Франклина.

    Глава I. Дорогой сын!

    Я всегда любил собирать сведения о своих предках. Ты, вероятно, помнишь, как и расспрашивал всех своих находившихся в живых родственников, когда ты был вместе со мной в Англии, и как я ради этого предпринял целое путешествие. Предполагая, что и тебе тоже будет небезынтересно узнать обстоятельства моей жизни, многие из которых тебе неизвестны, и предвкушая наслаждение, которое я получу от нескольких недель ничем не нарушаемого досуга, я сажусь за стол и принимаюсь за писание. Имеются, кроме того, и некоторые другие причины, побуждающие меня взяться за перо. Хотя по своему происхождению я не был ни богат, ни знатен и первые годы моей жизни прошли в бедности и безвестности, я достиг выдающегося положения и стал в некотором роде знаменитостью. Удача мне неизменно сопутствовала даже в позднейший период моей жизни, а поэтому не исключена возможность, что мои потомки захотят узнать, какими способами я этого достиг и почему с помощью провидения все для меня так счастливо сложилось. Кто знает, вдруг они, находясь в подобных же обстоятельствах, станут подражать моим действиям.

    Когда я раздумываю над своей удачей, — а я это делаю частенько,—то мне иногда хочется сказать, что, будь у меня свобода выбора, я бы не возражал снова прожить ту же жизнь с начала и до конца; мне только хотелось бы воспользоваться преимуществом, которым обладают писатели: выпуская второе издание, они исправляют в нем ошибки, допущенные в первом. Вот и мне тоже хочется заменить некоторые эпизоды, поставив лучшее на место худшего. И все же и при невозможности осуществить это я все равно согласился бы снова начать ту же жизнь. Но поскольку рассчитывать на подобное повторение не приходится, то, очевидно, лучший способ вернуть прошлое — это припомнить все пережитое; а для того, чтобы воспоминания дольше сохранились, их лучше изложить на бумаге.

    Проводя свое время подобным образом, я уступаю присущей старикам склонности поговорить о себе и о своих делах; но я буду наслаждаться этим, не докучая тем, кто из уважения к моему возрасту мог бы считать себя обязанными меня слушать, в их воле будет, читать меня или не читать. И, наконец (я могу в этом признаться, так как даже если бы я и стал отрицать, то мне никто не поверил бы), что я в немалой степени удовлетворю свое тщеславие. В самом деле, мне ни разу не случалось слышать или видеть вступительную фразу «Безо всякого тщеславия я могу сказать» и т. п. без того, чтобы за этим сейчас же не следовало какое-либо тщеславное заявление. Большинство людей не терпит тщеславия в своих ближних, независимо от того, какой долей его они сами обладают; но я отдаю ему должное всякий раз, когда с ним сталкиваюсь, будучи убежден, что тщеславие часто приносит пользу тому, кто им обладает, равно как и другим, находящимся в сфере его действия; в силу чего во многих случаях было бы не совсем бессмысленно, если бы человек благодарил бога за свое тщеславие, равно как и за прочие щедроты.

    Сказав о Боге, я хочу со всем смирением признать, что то благополучие моей прошлой жизни, о котором я говорил, я отношу за счет его божественного провидения, умудрившего меня использовать те средства, к которым я прибегал, и принесшему мне удачу. Вера в это вселяет в меня надежду, однако я не должен уповать, что милость эта и в дальнейшем будет проявляться в отношении меня, сохраняя мое счастье, или что мне будут даны силы перенести роковую перемену судьбы, которая может постичь меня, как постигала и других; что мне сулит будущее, известно только тому, кто может благословлять нас даже в наших бедствиях.

    Из некоторых заметок, переданных мне как-то одним из моих дядей, тоже питавшим слабость к собиранию семейных историй, мне стали известны кое-какие подробности о наших предках. Я узнал, что они жили в той же деревне Эктон в Норт-Гемптоншире, владея участком примерно в 30 акров по крайней мере триста лет, в точности же установить, насколько дольше они там жили, не представляется возможным.

    Этого небольшого участка было бы недостаточно, чтобы их прокормить, если бы они не занимались кузнечным ремеслом, передававшимся в семье по наследству. Обычай этот сохранился еще и во времена моего дяди. Старшего сына неизменно обучали кузнечному делу, и как мой дядя, так и мой отец последовали этому в отношении своих сыновей. Проштудировав церковные книги в Эктоне, я проследил браки и смерти в нашем роду только до 1555 года, так как до этого времени книги не велись. Из этих книг мне, однако, удалось узнать, что я являюсь младшим сыном младшего сына, который в свою очередь также был младшим сыном младшего сына, и так на протяжении пяти поколений. Мой прадед Томас, родившийся в 1598 году, жил в Эктоне до тех пор, пока мог заниматься своим ремеслом. Когда же старость вынудила его уйти на покой, он переехал в Бэнбери в Оксфордшире, где поселился в доме своего сына Джона, у которого проходил ученичество мой отец. Там же он и скончался, там его и похоронили. Мы видели его надгро?6?
    Autobiography of Benjamin Franklin.

    Chapter I. Dear son!

    I always liked to collect information about my ancestors. You probably remember, as you asked all your living relatives when you were with me in England, and how I undertook a whole trip for this. Assuming that you will also be interested in knowing the circumstances of my life, many of which are unknown to you, and anticipating the pleasure that I will receive from several weeks of uninterrupted leisure, I sit down at the table and start writing. There are, in addition, some other reasons that motivate me to take up the pen. Although by origin I was neither rich nor noble, and the first years of my life passed in poverty and obscurity, I achieved an outstanding position and became in some way a celebrity. Success always accompanied me even in the later period of my life, and therefore it is possible that my descendants will want to know by what means I achieved this and why with the help of Providence everything for me so happily developed. Who knows, suddenly they, being in similar circumstances, will imitate my actions.

    When I think about my luck - and I do it often - I sometimes want to say that if I had the freedom of choice, I would not mind again living the same life from beginning to end; I would just like to take advantage of the advantages that writers have: issuing the second edition, they correct in it the mistakes made in the first. So I also want to replace some episodes, putting the best in the worst place. And still, and if I could not do it, I would still agree to start the same life again. But since it is not necessary to count on such a repetition, then, obviously, the best way to return the past is to remember all that has been experienced; and in order to make memories last longer, they should be better stated on paper.

    As I spend my time in this way, I give in to the tendency inherent in the old people to talk about themselves and their affairs; but I will enjoy it without bothering those who, out of respect for my age, might consider themselves obligated to listen to me, will in their will, read me or not read. And, finally (I can admit this, since even if I began to deny, then no one would believe me) that I will in no small measure satisfy my vanity. In fact, I have never heard or seen the introductory phrase "Without any vanity I can say," etc., etc., without immediately following any vain statement. Most people do not tolerate vanity in their neighbors, no matter how much they own; but I give it due whenever I encounter it, being convinced that vanity often benefits the one who has it, as well as others who are in the sphere of its action; so that in many cases it would not be completely pointless if a man would thank God for his vanity, as well as for other bounties.

    Having said about God, I want with all humility to admit that the welfare of my past life, about which I spoke, I attribute at the expense of his divine providence, who managed to use me the means to which I resorted, and brought me luck. Belief in this gives me hope, but I should not trust that this mercy will continue to manifest itself towards me, preserving my happiness, or that I will be given the strength to endure the fateful change of fate that can comprehend me, as it comprehended others ; What the future promises me is known only to those who can bless us even in our misfortunes.

    Of some of the notes given to me somehow by one of my uncles, who also had a weakness for collecting family stories, I became aware of some details about our ancestors. I learned that they lived in the same village of Acton in North Hamptonshire, owning a site of about 30 acres for at least three hundred years, it is not possible to establish exactly how much longer they lived there.

    This small plot would not be enough to feed them if they did not engage in a blacksmith's craft inherited from the family. This custom was still preserved in the days of my uncle. The elder son was invariably taught blacksmithing, and both my uncle and my father followed this with their sons. Having finished the church books in Acton, I traced the marriages and deaths in our family only until 1555, because until this time the books were not kept. From these books, however, I was able to learn that I am the youngest son of the youngest son, who in turn was also the youngest son of the younger son, and so for five generations. My great-grandfather Thomas, born in 1598, lived in Acton as long as he could practice his craft. When old age forced him to retire, he moved to Banbury in Oxfordshire, where he settled in the house of his son John, who had been apprenticed to my father. In the same place he died, there he was buried. We saw his headstone? 6?

    Скачать

    Смотрите также:

    Все тексты Бенджамин Франклин >>>

    О чем песня Бенджамин Франклин - Автобиография 1?

    Отправить
    Верный ли текст песни?
    ДаНет