- 01. Игумен Никон. Письма духовным детям
Так много бы надо написать на твое письмо; изложу самое главное.
Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу человека. Эта мысль раскрыта многими святыми отцами.
Дело вот в чем.
Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека «новым» по образу Божию, точнее, по образу Спасителя нашего Иисуса Христа.
Самым основным свойством Нового человека, является смирение («научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен...»), без которого исполнение всех даже заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом Божиим, т.к. если не будет смирения, то обязательно будет гордость.
Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого.
У преп. Макария Египетского отношение смирения к прочим добродетелям изъясняется притчей о роскошном обеде, устроенном для царя и вельмож. Но так как все было приготовлено без соли (т.е. смирения), то вместо благодарности устроивший обед подвергается только гневу царя.
- 03. Игумен Никон. Письма духовным детям
«Ищите прежде всего Царствия Божия и Правды Его». Своею ли силою человек обеспечивает себя? Если трудитесь в телесном, должны трудиться и в душевном. Сердце свое так же, вернее больше, нужно обрабатывать, чем огород. Если человек платит наемным рабочим, ужели Господь оставит без платы тех, кто Ему будет работать? А как Ему работать? — Вы знаете все. Надо молиться и внимать себе, бороться с помыслами, не ссориться из-за пустяков, уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете много раз больше), скорее мириться, открывать помыслы, чаще причащаться и прочее.
Можно ли совместить этот с работой? — Если по немощи не все — то многое можно. А в неделании надо хоть сокрушаться и через это приобретать смирение, но никак не оправдываться: ибо через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному. Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда? Поэтому и прошу вас всех: потерпите обиды, укоризны, несправедливости людские, понесите тяготы друг друга, хотя чтобы ими восполнить недостаток делания духовного, а главное, надо сознать себя достойным всяких оскорблений и скорбей («достойное по делом нашим приемлем»).
Вам известно, что в последние времена будут спасаться скорбями. Разве мы исключены из этого закона? Недаром святые отцы советовали чаще (ежедневно по многу раз) помнить о смерти, о суде, о необходимости дать отчет Господу за каждое слово, дело, помышление, за лукавство, за привязанность к миру, за тщеславие, за все тайное, ведомое только Господу да нашей совести. И вы чаще вспоминайте об этом.
Господь да благословит вас всех.
- 05. Игумен Никон. Письма духовным детям
Ты все пишешь о своих скорбях — настоящих и будущих.
Что тебе сказать на это? — Ответ дает Евангелие.
Богочеловек свою скорбную земную жизнь окончил на Кресте после всяких издевательств и избиения. Разбойник благоразумный (образ грешащих и кающихся) окончил жизнь после тюрьмы на кресте. Разбойник погибший также перешел в вечную муку через мучения на кресте. Это образ всего человечества. Есть свои духовные законы в мире нравственности, как и в видимом мире. Основной закон: «Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие». «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет Крест свой и по Мне грядет». Слышишь? Кто хочет вслед за Христом достичь Царствия Божия, должен с большим и длительным мучительством подавлять в себе все дурные проявления нашего «ветхого человека» и терпеть всякие скорби и болезни. Бесконечная премудрость Божия каждому человеку для его исцеления и очищения и спасения посылает свой крест в соответствии с его характером и свойствами, и силами. Если мы без ропота несем свой крест, каемся в своих грехах, не оправдываем себя, то, подобно благоразумному разбойнику, войдем в Царствие Божие.
Если будем роптать, хулить людей и Бога, — погибнем еще в больших мучениях, без надежды спасения, облегчающей скорби, как злой разбойник. Выбор в наших руках. Надо быть и нам благоразумными. Крест неизбежен для всех. Облегчим же его верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием, прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой ко Господу. Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх сил и без крайней нужды. Скорби необходимы, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением Слова Божия.
Прости меня. Господь да укрепит тебя, благословит и оградит от всякого зла.
- 07. Игумен Никон. Письма духовным детям
Чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя святые отцы. Примеров много, вы сами вспомните.
Мытарь по другой причине считал себя грешным. Но осознал свою греховность, не оправдал себя и просил только милости и прощения от Господа и получил его. Все люди имеют неоплатный долг перед Богом. Никакие подвиги не могут оплатить долга. Сам Господь говорит, что если сотворите все повеленное вам, (т.е. все заповеди) — считайте себя рабами непотребными, которые обязаны сделать все, что им приказывает хозяин. Значит, все мы, постоянно нарушающие заповеди, обязаны иметь настроение души, как у мытаря. Не искать в себе каких-либо достоинств, какие бы подвиги ни несли. Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и «включает» в Царствие Божие.
Вот почему искание высоких духовных состояний запрещено святыми отцами и Господом. Весь наш внутренний подвиг должен сосредоточиться в покаянии и во всем, что содействует покаянию, а Божие придет само собою, когда место будет чисто и если изволит Господь. Если в подвижнике нет искреннего сердечного чувства греховности и сокрушенного сердца, такой подвижник обязательно находится в прелести. Особенно находящийся в молитвенном подвиге должен иметь молитву мытаря и сокрушение мытаря, иначе он будет обманут бесами, приобретет высокомудрие, тщеславие и прелесть. От этого нас да избавит Господь.
Вот ответ на Ваше желание знать, что значит иметь устроение мытаря. Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря святыми отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же.